Хэл Р. Вэриан Хэл Р. Вэриан,
Микроэкономика
Промежуточный Уровень:
Современный Подход
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 - РЫНОК
Глава 2 - БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
Глава 3 - ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Глава 4 - ПОЛЕЗНОСТЬ
Глава 5 - ВЫБОР
Глава 6 - СПРОС
Глава 7 - ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Глава 8 - УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО
Глава 9 - КУПЛЯ И ПРОДАЖА
Глава 10 - МЕЖВРЕМЕННОЙ ВЫБОР
Глава 11 - РЫНКИ АКТИВОВ
Глава 12 - НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Глава 13 - РИСКОВЫЕ АКТЫ
Глава 14 - ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ
Глава 15 - РЫНОЧНЫЙ СПРОС
Глава 16 - РАВНОВЕСИЕ
Глава 17 - ТЕХНОЛОГИЯ
Глава 18 - МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 19 - МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК
Глава 20 - КРИВЫЕ ИЗДЕРЖЕК
Глава 21 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ
Глава 22 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ
Глава 23 - МОНОПОЛИЯ
Глава 24 - ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИИ
Глава 25 - РЫНКИ ФАКТОРОВ
Глава 26 - ОЛИГОПОЛИЯ
Глава 27 - ТЕОРИЯ ИГР
Глава 28 - ОБМЕН
Глава 29 - ПРОИЗВОДСТВО
Глава 30 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Глава 31 - ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ)
Глава 32 - ПРАВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Глава 33 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 34 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Глава 35 - АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОТВЕТЫ
Глава 22 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ
      Мы видели, как можно вывести кривую предложения фирмы из кривой ее предельных издержек. Однако на конкурентном рынке обычно действует много фирм, так что кривая рыночного предложения отрасли должна быть суммой кривых предложения всех индивидуальных фирм. В настоящей главе исследуем кривую предложения отрасли.

Вы в разделе: ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ



      Успех первых трех изданий Intermediate Microeconomics очень меня воодушевил. Он подтвердил мою веру в то, что аналитический подход к преподаванию микроэкономической теории студентам старших курсов должен приветствоваться рынком.
      При написании первого издания учебника моей целью было познакомить студентов с тем, как обращаться с методами микроэкономического анализа, чтобы они могли самостоятельно применять эти инструменты, а не просто пассивно усваивать предварительно "разжеванные" ситуации, описываемые в учебнике. Я обнаружил, что эта цель лучше всего достигается, если придавать особое значение фундаментальным понятийным основам микроэкономической теории и конкретным примерам их практического применения, а не пытаться снабдить студентов энциклопедией терминологии и анекдотов.
      Трудности при таком подходе возникают в связи с тем, что во многих колледжах и университетах у студентов отсутствует должная математическая подготовка, необходимая для усвоения курсов экономической теории. Отсутствие у студентов навыков в области применения дифференциального исчисления и решения задач, вообще говоря, затрудняет их ознакомление с некоторыми аналитическими методами экономической теории. Однако и при таких предпосылках это не является невозможным. Можно достичь очень многого в этом плане, пользуясь лишь несколькими простыми истинами в отношении линейных функций спроса и функций предложения, а также элементарной алгеброй в небольшом объеме. Вполне можно быть аналитиком, не углубляясь чрезмерно в математику.
      Различие между двумя указанными подходами стоит подчеркнуть. Аналитический подход к экономической теории — это подход, при котором используются строгие логические рассуждения, и, при возможности, его применения, несомненно, предпочтительны, однако, указанный подход может быть приемлем не для всех студентов. Большинство старшекурсников, изучающих экономическую теорию, должны были бы хорошо знать дифференциальное исчисление, но не знают его, по крайней мере знают не слишком хорошо. По этой причине я исключил дифференциальное исчисление из основной части текста. Однако многие главы учебника снабжены подробными приложениями, построенными на использовании дифференциального исчисления. Смысл этого — в предоставлении студентам, владеющим дифференциальным исчислением, возможности пользоваться методами, основанными на этом исчислении, не превращая эти методы в препятствие для понимания материала остальными студентами.
      Думается, что такой подход позволяет донести до читателей идею о том, что дифференциальное исчисление является не просто подстрочным примечанием к приведенным в тексте рассуждениям, а более глубоким способом исследования тех же самых вопросов, которые можно исследовать также на уровне словесных рассуждений и с помощью графического представления. Использование небольшого объёма математики позволяет значительно упростить многие доводы, и все студенты, изучающие экономическую теорию, должны это усвоить. Во многих случаях я сталкивался с тем, что при наличии некоторой мотивации и подборе ряда хороших экономических примеров студенты начинают относиться к аналитическому подходу (смотреть на вещи с аналитических позиций) с большим энтузиазмом.
      В настоящий текст внесен ряд изменений и дополнений. Во-первых, главы, как правило, очень коротки. Я попытался сделать большую часть глав "размером с лекцию", чтобы студент мог прочесть каждую из них "за один присест".
      Материал рассматривается мною в стандартной последовательности — сначала обсуждается теория поведения потребителей, а затем теория поведения производителей, однако теории поведения потребителей я отвёл больше места, чем обычно принято. Это связано не с тем, что я считаю теорию поведения потребителей самым важным разделом микроэкономики; просто я обнаружил, что этот материал представляется студентам наиболее загадочным, и поэтому мне захотелось дать его более детальную проработку.
      Во-вторых, я постарался вставить в текст побольше примеров, иллюстрирующих использование описываемой в нем теории. В большинстве учебников студенты рассматривают массу графиков, показывающих смещение кривых, но не сталкиваются при этом с большим количеством алгебраических или каких-либо других расчётов. Однако на практике для решения задач используется именно алгебра. Графики способствуют пониманию смысла проблемы, но реальная сила экономического анализа заключается в том, что с его помощью можно получить количественные ответы к экономическим задачам.
      Каждый студент, изучающий экономическую теорию, должен быть способен представить экономический сюжет в виде уравнения или числового примера, однако слишком часто, к сожалению, не уделяется внимания развитию этого навыка. По этой причине я подготовил также сборник задач и упражнений, который, по моему мнению, является необходимым сопровождением данной книги. Этот сборник задач и упражнений был написан мною совместно с моим коллегой Теодором Бергстромом, и мы приложили большие усилия для того, чтобы придумать интересные и способствующие усвоению курса задачи. Мы также полагаем, что этот сборник задач и упражнения окажут студентам, изучающим микроэкономику, значительную помощь.
      В-третьих, думается, что рассматриваемые темы изложены в этой книге более тщательно, чем обычно делается в учебниках по курсу микроэкономической теории промежуточного уровня. Правда, иногда, когда рассмотрение общего случая представляло чрезмерные трудности, я выбирал для исследования особые, частные случаи, но, поступая подобным образом, честно об этом заявлял. Вообще, я старался детально объяснять каждый шаг каждого рассуждения. Полагаю, что представленные мною рассуждения не только полнее и точнее, чем обычно, но, в силу отмеченного внимания к деталям, также доступнее для понимания, чем любые нестрогие рассуждения, приводимые во многих других книгах.

Существует много путей к экономическому просвещению


      В этой книге материала содержится больше, чем можно успешно изучить в течение одного семестра, поэтому имеет смысл тщательно выбирать тот материал, который вы хотите изучить. Если вы начнёте изучение с первой страницы и будете последовательно переходить от главы к главе, то время, отведённое на прохождение данного курса, закончится задолго до того, как вы доберётесь до конца книги. Модульная структура книги оставляет преподавателю большую степень свободы в отношении выбора последовательности подачи материала, и я надеюсь, что многие этим воспользуются. Взаимозависимость между главами иллюстрируется приведенной ниже диаграммой.
      Главы (прямоугольники на рисунке), окрашенные в тёмный цвет, являются "базовыми", их, видимо, следовало бы изучать в каждом курсе микроэкономики промежуточного уровня. В светлый цвет окрашены главы "по выбору": каждый семестр я успеваю охватить некоторые из них, но не все. В серый цвет окрашены главы, которые я обычно не затрагиваю в своём курсе, но они вполне могут быть рассмотрены в рамках других курсов. Жирная линия, идущая от главы А к главе В, означает, что глава А должна быть прочитана до главы В. Пунктирная линия означает, что изучение главы В требует знания какого-то материала, содержащегося в главе А, но не зависит от знания указанной главы существенным образом.
      Я обычно рассматриваю теорию поведения потребителей и рынков, а затем перехожу прямо к теории поведения производителей. Популярна и другая последовательность рассмотрения материала — изучение обмена сразу после теории поведения потребителей; многие преподаватели предпочитают идти этим путём, и мне пришлось затратить определённые усилия, чтобы гарантировать эту возможность.
      Некоторые предпочитают давать студентам вначале теорию поведения производителей, а затем — теорию поведения потребителей. При использовании данного учебника это возможно, однако, если вы пойдёте по этому пути, вам придётся дополнить материал, изложенный в соответствующих главах учебника. Например, изучение материала по изоквантам подразумевает, что студенты уже познакомились с кривыми безразличия.
      Значительная часть материала по проблемам общественных благ, внешних эффектов, права и информации может быть введена в курс ранее. Я расположил материал таким образом, что его практически несложно вставить в читаемый вами курс в любом месте, где пожелаете. Например, материал по антитрестовскому законодательству естественно вписывается в обсуждение монополии, закон об ответственности можно использовать для иллюстрации идей эффективности, уголовное право — для иллюстрации проблем потребительского выбора.

      Аналогично материал по проблеме общественных благ может быть введён в качестве иллюстрации анализа на базе диаграммы Эджуорта. Внешние эффекты можно вводить в рассмотрение сразу после рассмотрения кривых издержек, а темы из главы об информационных технологиях можно вводить почти в любом месте курса, после того, как студенты познакомятся с подходом, характерным для экономического анализа.

Изменения, внесённые в четвертое издание


      Главное дополнение к третьему изданию — глава об информационных технологиях. Газеты неустанно твердят о том, что теперь мы живём в "информационном обществе". Хотя об информационной экономике говорят все, мало кто попытался дать серьёзный анализ связанных с нею проблем. В указанной главе я даю описание некоторых экономических моделей информационных сетей, поддержания прав интеллектуальной собственности и владения и пользования информационными товарами на паях. Идея состоит в том, чтобы показать, каким образом с помощью стандартной техники экономического анализа, изложенной в этой книге, можно добиться существенного понимания смысла этих проблем. Это издание учебника было дополнено более развёрнутым анализом ценовой дискриминации первой и второй степени. В предыдущих изданиях учебника была дана лишь очень беглая характеристика нелинейного ценообразования, поскольку данный предмет обычно считается слишком продвинутым для студентов старших курсов. Однако теперь я нашел способ самого элементарного представления существенно важных аналитических моментов, используя лишь стандартные инструменты анализа излишка потребителей. Глава "Монополистическое поведение" также содержит полезное обсуждение такой техники маркетинга, как продажа товаров наборами, с использованием ряда примеров из практики отрасли по производству программного обеспечения. Книга дополнена также рассмотрением эластичности спроса по доходу, невозвратных издержек и нескольких других тем подобного рода.
      Наконец, я добавил около дюжины новых примеров, иллюстрирующих многообразие экономических явлений. Многие примеры взяты из практики отраслей по производству компьютерного оборудования и программного обеспечения, что подчеркивает такую особенность этого издания, как рассмотрение в нём проблем, связанных с компьютерной технологией.

Банк тестов и сборник задач и упражнений


      Сборник задач и упражнений Workouts in Intermediate Microeconomics является составной частью курса. Он содержит сотни упражнений типа "заполнить скобки", шаг за шагом обучающих студентов фактическому применению инструментов, с которыми они познакомились в учебнике. В третьем издании мы добавили к сборнику задач и упражнений новый раздел, содержащий вопросы для устной и письменной проверки без предварительной подготовки. Речь идёт о кратких вопросах множественного выбора, часто основывающихся на более длинных задачах типа "заполнить скобки". Эти вопросы служат для студента быстрым способом повторения того материала, который он усвоил при проработке содержащихся в сборнике задач. Есть, однако, ещё кое-что ... преподаватели, взявшие на вооружение при чтении своих курсов наш сборник задач и упражнений, могут получить бесплатно копию компьютерной программы, именуемой "Нортон Тест-Мейкер", создающую новые варианты этих вопросов с различными численными значениями, но с той же самой внутренней логикой. Этой программой можно пользоваться для составления дополнительных задач, позволяющих студентам дополнительно попрактиковаться при составлении коротких вопросов для устной или письменной проверки (без предварительной подготовки), используемых на семинарских занятиях.
      С помощью этих вопросов и программы "Нортон Тест-Мейкер" можно придумать массу кратких вопросов, которыми студенты могут пользоваться для проверки того, насколько они продвинулись в понимании микроэкономики. Расстановка баллов производится быстро и надёжно, потому что речь идёт о вопросах множественного выбора и ответы на них можно оценить с помощью электроники. В рамках преподавания нашего курса мы предлагаем студентам проработать все вопросы такого типа по каждой главе, либо самостоятельно, либо в группах. Кроме того, в течение семестра примерно раз в неделю мы проводим краткую устную или письменную проверку без предварительной подготовки во время работы на семинаре. В рамках этих вопросов студентам предлагаются новые варианты вопросов, ранее задававшихся в качестве домашних заданий; по существу, это вопросы домашних заданий, но с другими числами. Следовательно, те студенты, которые выполнили домашние задания, без труда успешно справятся с этими опросами. Мы твёрдо верим в невозможность изучения экономической теории без проработки некоторых задач. Вопросы для опросов без предварительной подготовки, предлагаемые сборником задач и упражнений и программой "Нортон Тест-Мейкер", существенно облегчают процесс обучения и для студента, и для преподавателя.

Издание книги


      Текст книги был полностью набран автором с использованием TEX — замечательной системы набора текстов, разработанной Дональдом Кнутом. TEX позволяет автору полностью контролировать структуру и внешний вид документа; эта система особенно удобна для текста, содержащего математику. Мною были использованы стандартные инструменты Unix-emacs для редактирования текста и rcs для контроля версии. Я использовал также систему TEX Тома Рокики, включающую его просмотровое устройство, TEXView, и драйвер для принтера, dvips. Для составления индекса мною была использована программа makeindex, а для вставки в текст графиков — программное обеспечение Тревора Даррелла psfig.       Макет книги был разработан Нэнси Дейл Малдун; Рой Тедофф и автор внесли в него некоторые изменения. Рукопись редактировалась Мари-Жозе А. Шорп, а ответственным редактором книги был Дрейк МакФили.

Выражения признательности


      В осуществление данного проекта внесли вклад многие. Во-первых, я должен поблагодарить моих помощников по редактированию первого издания учебника Джона Миллера и Дебру Холт. Джон представил много замечаний, предложений и упражнений, основанных на первых черновиках этого текста, и внес значительный вклад в придание целостности и связности конечному продукту. Дебра тщательно проверила доказательность и согласованность текста на конечных стадиях подготовки учебника и оказала помощь в подготовке индекса.
      Многими полезными предложениями и замечаниями при подготовке первого издания помогли мне: Кен Бинмор (Мичиганский университет), Марк Банели (Университет Индианы), Ларри Шено (Университет Майами), Джонатан Хоаг (Университет штата Баулинг Грин), Аллен Джейкобс (МТИ), Джон МакМиллан (Университет Калифорнии в Сан-Диего) и Гэри Йоух (Университет Уэсли). В особенности мне хотелось бы поблагодарить доктора Рейнера Бучеччера, подготовившего немецкий перевод учебника, за внимательное прочтение им первого издания учебника и представления мне подробного списка исправлений. За предложения в связи с подготовкой первого издания я хотел бы также поблагодарить Теодора Бергстрома, Яна Герсона, Оливера Лэндманна, Аласдара Смита, Барри Смита и Дэвида Уинча.
      Моими помощниками при редактировании второго издания были Шэрон Пэрротт и Анжела Биллз. Они оказали мне большую помощь в написании и редактировании текста. Роберт М. Кострелл (Университет Массачусетса в Ам-херсте), Эшли Лайман (Университет Айдахо), Дэниэл Швалли (Кейс-Уэстэрн Резерв), А.Д.Сливински (Западный Онтарио) и Чарльз Плурд (Университет Йорка) представили мне детальные замечания и предложения по улучшению второго издания.
      При подготовке третьего издания я получил полезные замечания от: Дорие Ченг (Сан Жозе), Имре Цеко (Будапешт), Грегори Хильдебрандта (Калифор-нийский университет, Лос-Анджелес), Джэми Брауна Крузе (Колорадо), Ричарда Мэннинга (Брайхэм Янг), Джэнэт Митчелл (Корнелл), Чарльза Плурда (Уни-верситет Йорка), Йенг-Нан Ши (Сан Жозе), Джона Уиндера (Торонто). Особенно я благодарен Роджеру Ф.Миллеру (Университет Висонсина) и Дэвиду.

© 2008-2020 freakonomics.ru